ВКЛАД БЛМЗ В КОСМИЧЕСКИЙ «БУРАН»

БЛМЗ-35-лет запуска БУРАН!!.jpg


35 лет назад 15 ноября 1988 года на космическую орбиту отправился советский многоразовый челнок «Буран». В таких грандиозных проектах нет мелочей, поэтому с гордостью вспоминаем вклад Балашихинского литейно-механического завода в эту особую для истории освоения космоса дату. БЛМЗ изготовил оборудование для испытания створок грузового отсека «Бурана» и колёса для уникального транспортного самолёта «Мрия», предназначенного для перевозки «Бурана», а в дальнейшем и для обеспечения воздушного старта многоразового корабля.

 

buran.png


Задание по изготовлению оборудования для испытания створок грузового отсека (устройства уравновешивания) «Бурана», полученное в 1986 г., не соответствовало профилю завода, поэтому его выполнение было поручено техническому отделу, который занимался проектированием нестандартного оборудования для производства. Возглавлял проект заместитель начальника отдела В.А. Долгов.

Владимир Андриянович Долгов.JPG Телеграмма вызов Долгова ВА 1988 г.jpg

 Створки – это две большие двери на корпусе корабля, их длина 18 метров и вес каждой по 1,5 тонны. Они снабжены соответствующими механизмами. Система срабатывает в космосе, створки открываются, и из грузового отсека манипулятор выставляет на орбиту привезённые спутники или забирает на ремонт и утилизацию устаревшее оборудование для возврата на Землю. В космосе створки веса не имеют, и механизмы рассчитаны только на преодоление инерции и трения. Назначение устройства – произвести испытания: создать на Земле невесомость, взять на себя все три тонны веса и, используя штатные механизмы корабля, покрутить створки с проектной скоростью – градус в секунду.

БЛМЗ изготовил два комплекта, доставил их на космодром Байконур, провёл в составе специальной комиссии их испытание в штатном режиме и на макете, и на космическом корабле.

Устройство в целом имело около 30 тонн веса. Исполнителями работ были коллективы модельного, механического, ремонтно-механического, инструментального цехов.

 

Antonov_An-225_with_Buran_at_Le_Bourget_1989_Manteufel-2.jpg


Вторая часть этого космического заказа – изготовление авиакомплектующих, для БЛМЗ являлась профильной. Большие габаритные размеры «Бурана» и планы обеспечения воздушного старта потребовали в короткие сроки спроектировать и построить многоцелевой транспортный самолёт Ан-225 «Мрия». Он позволял транспортировать «Буран» уже в полностью собранном виде, а в перспективе планировался и для более амбициозной космической задачи – стать своеобразным летающим космодромом. Самолёт создавался на базе хорошо отработанных узлов и агрегатов транспортного Ан-124 «Руслан».

 

Для «Руслана» ОАО «БЛМЗ» освоил ранее выпуск агрегатов управления, носовых и основных колёс с новым для того времени графитовым материалом тормозных дисков – «Термар-ТД». С точки зрения взлётно-посадочного устройства главное отличие «Мрии» заключалось в количестве стоек: семь вместо пяти у «Руслана», так как планируемая грузоподъёмность составляла 250 тонн.


На стартовой площадке. Скоро в полет - коррекция.jpg


Всего состоялось 14 полётов «Мрии» с «Бураном», среди них – беспосадочный перелёт из Байконура в Киев и триумфальная доставка «Бурана» на авиасалон в Ле-Бурже в 1989 году. Это была грандиозная государственная программа мирового уровня, опередившая своё время, но, к сожалению, закрытая и законсервированная в 1993 году. По имеющимся сведениям пять лет назад к ней начался возврат. Новый проект с названием «Воздушный старт» на современной научно-технической основе предполагает возродить многоразовую космическую систему.





Другие новости

18.03.2024 РЕШЁН ВОПРОС ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ТВЁРДОСТИ ЗАГОТОВОК И ДЕТАЛЕЙ Перенос операции контроля твёрдости крупногабаритных алюминиевых деталей из лабораторных условий непосредственно в цех.
07.03.2024 НЕЛЬЗЯ ПЕРЕОЦЕНИТЬ РОЛЬ ЖЕНЩИН В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ Поздравляем всех женщин заводского коллектива с Международным женским днём 8 Марта. Счастья вам, здоровья, мира, радости, исполнения желаний и любви!
X

Связаться с Генеральным директором

Загрузить файл
X

Ваша заявка принята

Спасибо за обращение. Мы передадим
его Генеральному директору.

По будним дням:
с 8:30 до 17:30
X

Заказать обратный звонок



X

Ваша заявка принята

Наши специалисты свяжутся с Вами
по телефону в ближайшее время.

По будним дням:
с 8:30 до 17:30
X

Ваша заявка принята

Наши специалисты свяжутся с Вами
по телефону в ближайшее время.

По будним дням:
с 8:30 до 17:30
X

Оставить заявку





X

Ваша заявка принята

Наши специалисты свяжутся с Вами
по телефону в ближайшее время.

По будним дням:
с 8:30 до 17:30