ВКЛАД БЛМЗ В КОСМИЧЕСКИЙ «БУРАН»
35 лет назад 15 ноября 1988 года на космическую орбиту отправился советский многоразовый челнок «Буран». В таких грандиозных проектах нет мелочей, поэтому с гордостью вспоминаем вклад Балашихинского литейно-механического завода в эту особую для истории освоения космоса дату. БЛМЗ изготовил оборудование для испытания створок грузового отсека «Бурана» и колёса для уникального транспортного самолёта «Мрия», предназначенного для перевозки «Бурана», а в дальнейшем и для обеспечения воздушного старта многоразового корабля.
Задание по изготовлению оборудования для испытания створок грузового отсека (устройства уравновешивания) «Бурана», полученное в 1986 г., не соответствовало профилю завода, поэтому его выполнение было поручено техническому отделу, который занимался проектированием нестандартного оборудования для производства. Возглавлял проект заместитель начальника отдела В.А. Долгов.
Створки – это две большие двери на корпусе корабля, их длина 18 метров и вес каждой по 1,5 тонны. Они снабжены соответствующими механизмами. Система срабатывает в космосе, створки открываются, и из грузового отсека манипулятор выставляет на орбиту привезённые спутники или забирает на ремонт и утилизацию устаревшее оборудование для возврата на Землю. В космосе створки веса не имеют, и механизмы рассчитаны только на преодоление инерции и трения. Назначение устройства – произвести испытания: создать на Земле невесомость, взять на себя все три тонны веса и, используя штатные механизмы корабля, покрутить створки с проектной скоростью – градус в секунду.
БЛМЗ изготовил два комплекта, доставил их на космодром Байконур, провёл в составе специальной комиссии их испытание в штатном режиме и на макете, и на космическом корабле.
Устройство в целом имело около 30 тонн веса. Исполнителями работ были коллективы модельного, механического, ремонтно-механического, инструментального цехов.
Вторая часть этого космического заказа – изготовление авиакомплектующих, для БЛМЗ являлась профильной. Большие габаритные размеры «Бурана» и планы обеспечения воздушного старта потребовали в короткие сроки спроектировать и построить многоцелевой транспортный самолёт Ан-225 «Мрия». Он позволял транспортировать «Буран» уже в полностью собранном виде, а в перспективе планировался и для более амбициозной космической задачи – стать своеобразным летающим космодромом. Самолёт создавался на базе хорошо отработанных узлов и агрегатов транспортного Ан-124 «Руслан».
Для «Руслана» ОАО «БЛМЗ» освоил ранее выпуск агрегатов управления, носовых и основных колёс с новым для того времени графитовым материалом тормозных дисков – «Термар-ТД». С точки зрения взлётно-посадочного устройства главное отличие «Мрии» заключалось в количестве стоек: семь вместо пяти у «Руслана», так как планируемая грузоподъёмность составляла 250 тонн.
Всего состоялось 14 полётов «Мрии» с «Бураном», среди них – беспосадочный перелёт из Байконура в Киев и триумфальная доставка «Бурана» на авиасалон в Ле-Бурже в 1989 году. Это была грандиозная государственная программа мирового уровня, опередившая своё время, но, к сожалению, закрытая и законсервированная в 1993 году. По имеющимся сведениям пять лет назад к ней начался возврат. Новый проект с названием «Воздушный старт» на современной научно-технической основе предполагает возродить многоразовую космическую систему.